Главная » 2010»Май»5 » Еще одна страница Великой Отечественной...
10:31
Еще одна страница Великой Отечественной...
Еще одна страница Великой Отечественной по воспоминаниям ветерана войны артиллериста Андрея Григорьевича Копылова
Оккупация. Враг отступает. Октябрь 1941 – январь 1942 года
Война, хотя ее не хотели и ненавидели, но каждый верил в ее приближение, все же началась. Началась неожиданно, вероломно. Началась народная, Отечественная война в ночь на 22 июня 1941 года. Шахтеры имели «бронь». Военкоматы призывали только военнообязанных, имевших военную подготовку, ранее служивших срочную службу. Остальных рабочих директор и парторг шахты собрали в клубе и объявили: «Вы имеете «бронь», ждите своей очереди. Не осаждайте военкоматы. Стране уголь нужен не меньше, чем снаряды. Без угля не сдвинется с места ни один паровоз, ни один состав. Без угля не будет металла. Не будет танков. Так что – за работу!». Вскоре шахту возглавил главный инженер Виннер. В тот день, когда из города ушли наши последние арьергарды, и в город широким потоком покатили немецкие войска, сметая на своем пути последние уцелевшие очаги сопротивления наших войск, Андрей работал во второй смене. Заканчивалась смена в 22.00. Когда шахтеры поднялись на поверхность, то их встретили автоматчики в зеленых мундирах и необычных касках. Что-то бормотали между собой и, обыскав здание администрации шахты, убрались. Больше немцы не появлялись и не вмешивались в дела шахты. Шахтеры продолжали работать. 7-го ноября 1941 года шахтеры, не сговариваясь, как обычно, стали на предпраздничную трудовую вахту в честь 24-ой годовщины Октябрьской революции. Принятые планы перевыполнили. Даешь праздник Октября! Откуда-то появились листовки, извещавшие, что немцы очень сильно получили «по морде» на подступах к Москве и начали отступать. По слухам, распространяемым в Туле, немцы открыли несколько новых госпиталей и люди, якобы, видели там множество обмороженных солдат и офицеров вермахта. Обмороженных, укутанных в рванье, в женские платки и детские одеяла немецких вояк привозили в кузовах грузовиков с прострелянными брезентовыми верхами. Жизнь в оккупированном городе оживилась, люди подняли головы, стали общаться, передавая новости друг другу, сея надежду на быстрое освобождение. Но вот однажды ночью кто-то взорвал комендатуру и штаб гарнизона города. На следующий день взлетело на воздух два моста шоссейных и один железнодорожный. Туляки улыбались: «Наши действуют!». В ответ фашисты ужесточили пропускной режим в городе, удлинили комендантский час, участили проверки на дорогах, стали проводить облавы во многих районах города. На центральной площади Тулы фашисты установили виселицы и ежедневно казнили жертв облав и обысков. Люди попрятались и старались не появляться на улицах. Озверевшие патрули расстреливали на месте всех нарушивших комендантский час, невзирая на возраст задержанных и не очень разбираясь с людьми. Туляки говорили, что немцы мстят русским за свое поражение под Москвой. Январь 1942 года выдался морозным и обильным на снег. Конец месяца закружил ночными метелями. Третьи сутки днем снег сыпался такой плотной стеной, что видимость порой сокращалась до нескольких метров. Вот в это самое время наши войска и вошли в Тулу. На западном направлении, за городом канонада усиливалась. Там войска вступали в новые сражения с отступающими фашистскими ордами. На шахту привезли партию бывших заключенных, поселили в общежитиях и каждого распределили по оставшимся опытным бригадам. Дали срок на обучение – 10 суток. «Бронь» с молодежи двадцатых годов рождения сняли и начали призыв в действующую армию. Андрея призвали в знаменательный день – 23 февраля 1942 года. Надев военную форму, Андрею не терпелось быстрее оказаться на передовой. Воинственный пыл многих молодых бойцов, рвавшихся в бой, быстро остудили командиры, принявшие под свое командование «зелёных», не обстрелянных курсантов подготовительного батальона. Курсы оказались невероятно краткими и снова новая команда: «Шагом марш на вокзал!» Повзводно разместились в вагонах, которые называли «столыпинскими». Короткий инструктаж по поведению в пути и на стоянках, выдача сухих пайков, посуды, назначение старшин вагонов, и – в путь! Куда едем? Такой вопрос пресекался командирами немедленно.