"Одним из основных направлений в деятельности правоохранительных органов является истребление фиктивных компаний, так называемых фирм-однодневок. Эта борьба ведется во всех сферах экономической деятельности, активное участие в ней принимают органы МВД России, налоговые органы, таможенные органы, Банк России, органы финансового мониторинга. Появление фирм-однодневок опасно не только для учредителей таких компаний, но и для добросовестных участников рынка. Огромное количество добросовестных налогоплательщиков страдает от обвинений в связях с такими компаниями. Как обезопасить себя и свой бизнес, что из себя представляют фирмы-однодневки? Это будет рассмотрено в данной статье.
«Фирма - однодневка» - юридическое лицо, создаваемое под конкретную операцию или на конкретный срок, как правило, на квартал. Указанные юридические лица не имеют цели осуществления какого-либо вида деятельности, не представляют отчетность в налоговые органы (или представляют «нулевую» отчетность). Другими словами, фирмы-однодневки - это компании, не ведущие реальной экономической деятельности, существующие «только на бумаге» и зарегистрированные на подставных лиц. Такие компании имеет как официальных учредителей, указанных в юридических документах, так и реальных «теневых», которые руководят юридическим лицом и обладают необходимыми материальными ресурсами.
Как распознать фирму однодневку?
Признаки, которые укажут на сомнительные организации:
величина суммы перечислений: обычно по «однодневкам» проходят «круглые» суммы, либо разовые, но крупные;
«свежесть» ИНН: пятая цифра идентификационного номера налогоплательщика говорит о сроке его постановки на учет;
разнообразие видов деятельности: одна и та же фирма может представлять вашей организации самые разные услуги и товары. Например, сначала организация поставляла вам компьютеры, потом чистящие средства, оказывала услуги по прочистке труб, а в заключение - бухгалтерские услуги. Такое совмещение видов деятельности вызывает у налоговых органов повышенный интерес.
отсутствие в реквизитах договора личных контактов руководства компании-поставщика и руководства компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;
отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документов, удостоверяющего его личность;
отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных или торговых площадей;
отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента);
отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Врио начальника СО МОМВД России по ЗАТО и на РО
Приморского края капитан юстиции А.С. Свиридов.
|