|
Это маленькое суденышко носит скромное название МБ-37. Но, как говорится, мал золотник, да дорог! Сошедший со стапелей Ярославского судостроительного завода под шифром «Садко», морской буксир без малого четверть века подтверждает статус былинного морехода. Сколько тысяч морских миль у него за кормой, знает, пожалуй, только капитан Сергей Ржанов, с которым они неразлучны со дня спуска судна на воду.
После окончания Ломоносовского мореходного училища Военно-Морского Флота по специальности «Судовождение» Сергей Ржанов был направлен на Ярославский судостроительный завод, где происходило распределение молодых специалистов на суда. Азы профессии он осваивал на морском водолазном судне проекта 522, а с закладкой МБ-37 перешел на новое судно, привлекавшее моряка своими возможностями: абсолютной непотопляемостью, универсальным набором аварийно-спасательных средств, предназначенных для оказания помощи судам, терпящим бедствие в море (снятие с мели, откачка воды, продувка цистерн, тушение пожаров, водолазные работы на глубине, резка и сварка металла). В 1986 году этим буксирам-спасателям была присвоена первая категория качества.
Будущий капитан полностью отслеживал процесс постройки буксира, попутно изучая работу всех его узлов и механизмов. Заодно вживался в формирующийся коллектив, как-будто предчувствовал, что вместе с ним на протяжении долгих лет придется решать множество сложнейших задач.
Первая из таковых, что запомнилась до мельчайших подробностей, буксировка атомной подводной лодки с Камчатки в Большой Камень. Многомильное путешествие прошло крайне напряженно, но завершилось благополучно. Чтобы через три года повториться в точности, но, подкрепленное опытом, с меньшими погрешностями.
Уже в первые годы эксплуатации МБ-37, не без стараний капитана, на судне сформировалась монолитная команда. И доныне многие члены экипажа, равно как и капитан, продолжают служить на своем первом корабле. В их числе — второй механик Владимир Муравьев, второй механик Олег Гаврилов, третий помощник капитана Сергей Диденко. По десять и более лет мореходного стажа у начальника радиостанции Александра Сучкова, старшего моториста Евгения Козлова, старшего боцмана Евгения Травникова, второго механика Александра Швеца, старшего электрика Павла Шило, главного электрика Михаила Стеблова.
Есть здесь и семейные династии — это второй старший электрик Юрий Глазунов и его сын Максим. На вспомогательном флоте (только на разных судах) служат Аркадий Оленица с сыном Андреем. Отцовскую профессию унаследовал и Алексей Ржанов - сын капитана МБ -37. Следует отметить, что члены экипажа профессионально растут, в буквальном смысле, без отрыва от производства. Многие преодолевают ступени карьерной лестницы – от матроса до высококлассного специалиста, - проходя обучение непосредственно на судне и защищая уровень мастерства путем переаттестации.
Очень интересная судьба у старшего помощника капитана Александра Туйкина. Он и трое его друзей окончили военную кафедру Мореходного училища Министерства морского флота им. Б. Хмельницкого по специальности «Судоводитель» с присвоением звания «младший лейтенант». Проигнорировав возможность сделать военную карьеру, парни «по предварительному сговору» рванули на Дальний Восток, конкретно на остров Путятина. Здесь несостоявшиеся военные поступили работать на «мэрээски» местного рыбозавода и стали удачливыми, по тем временам, рыбаками. В 1975 году Александр Туйкин вырос до капитана МРС, через год влюбился в капитанскую дочку - коренную путятинку, женился и окончательно осел на острове.
В перестроечные годы островная система хозяйствования пришла в полный упадок и Александру Анатольевичу пришлось искать новую работу. Вакансия на вспомогательном флоте подвернулась вовремя, кстати пришлись и знания, полученные в свое время в мореходке. Но поскольку для участия в дальних походах их оказалось недостаточно, пришлось пойти учиться, чтобы переквалифицироваться в штурмана дальнего плавания. По завершении учебы несколько контрактов штурман Туйкин отработал на мощных спасательных буксирах типа «Фотий Крылов» и «Николай Чикер», в том числе и в должности капитана. Формально в 55 лет вышел было на пенсию, однако разлуки с морем просто не вынес и устроился на МБ-37, где и продолжает, как и работяга-буксир, нести нелегкую службу морскую.
А буксир, он хоть и маленький, но послужной список у него - будь здоров! Он и в тралении в Суэцком канале участвовал, и огромные, неповоротливые плавучие доки с упакованными в них океанскими судами таскал, и боевые корабли в дальних походах сопровождал, и в сражения с морскими пиратами вместе с морпехами вступал, и даже развозил плененных разбойников по их экзотическим городам и весям. А уж из кораблей, судов и суденышек, вырученных буксиром-спасателем при налетах на рифы и посадках на мели, при внезапных авариях с выходом из строя судовых механизмов, а также прочих напастей, выстроился бы целый морской караван!
Не брезгует МБ-37 исполнением и более скромных обязанностей: развозит различные грузы для удаленных приграничных точек, подставляет под учебный артобстрел многострадальные мишени. Обладая ледокольными функциями, прокладывает проходы для судов в скованных льдами бухтах и заливах, обкалывает мешающий швартовке лед на причалах и делает многое другое для нормального функционирования всех подразделений Тихоокеанского флота.
-При том, что мы хоть и представляем флот вспомогательный и носим статус «вольнонаемных», но задачи плавсоставу приходится выполнять боевые, - говорит капитан МБ -37 Сергей Ржанов. - За успешные действия команды буксира во время проведения командно-штабных учений «Восток-2014» многие члены экипажа отмечены грамотами командующего Дальневосточным военным округом, грамотами командующего Тихоокеанским флотом. Поэтому всех нас, посвятивших большую часть жизни служению Военно-Морскому флоту, объединяет единственное желание — вернуться в подчинение родной Приморской флотилии. Ведь у большинства из нас есть и силы, и желание с полной отдачей продолжать исполнение священного долга по защите родного Отечества.
Валентина Шабанская.
На снимках: буксир МБ-37 и его экипаж.
Фото автора.
|