В давние времена иконоборцы в Византии запрещали изготовление священных изображений и размещение их не только в храмах и публичных местах, но даже в частных домах. Православные были вынуждены тайно поклоняться иконам, пряча их от «агентов спецслужб» императоров-иконоборцев под угрозой ареста, ссылки, лишения имущества и даже жизни.
Теперь все изменилось с точностью до наоборот. Современные иконоборцы стремятся довести употребление священных изображений до абсурда, размещая их обильно на всевозможных бытовых предметах, тем самым профанируя сакральное и низводя дорогие для верующего сердца иконные лики Христа, Богородицы, ангелов и святых до заурядной картинки на этикетке, салфетке, сумке, посуде, одежде; до рисунка на ювелирных украшениях и женской бижутерии… Репродукции икон и фресок заполонили обложки книг и журналов, первые полосы газет, «украшают» календари, закладки, обложки аудио- и видеодисков... Проще, наверное, перечислить, где их пока еще нет. Но страшно: а вдруг ретивые иконоборцы сочтут это за подсказку и разместят икону в очередном непотребном месте. Благо современные технологии легко позволяют это сделать.
Великий пост подходит к концу. Приближается Пасха. Православные верующие готовятся по традиции встретить ее куличами, творожными пасхами и крашеными яйцами. Кто-то из хозяек по старинке начинает собирать луковую шелуху, другие покупают пищевые красители или ищут старинные рецепты, по которым к Пасхе приготовливаются «крашенки», «драпанки», «крапанки», «писанки»… Однако мы живем в третьем тысячелетии. На дворе век высоких технологий. Услужливая рыночная экономика предлагает своим потенциальным потребителям не только красители самых неимоверных (и несъедобных) тонов, но и десятки видов наклеек на пасхальные яйца. А ведь есть еще формы, подставки, корзинки, рушники… Загляните в интернет, запустите поиск и уверяю вас, вы поразитесь полученному результату.
Думаете это предел фантазий? Нет, полет воображения коммерсантов не знает границ. Ассортимент наклеек широчайший — от невинных гжели, хохломы, жостово, до «православных» серий «Ангелы», «Иконы Божией Матери», «Библейская», «Православные святые», «Христианские иконы», «Монастыри» и и т.д.
Казалось бы, зачем такое обилие «святости» и «православия» в наклейках. Ведь мы же не иконостас собираем, а всего лишь хотим яйца святить! Ответ находим тут же, на сайте магазина, на странице с рекламой серии наклеек под названием «Святая Русь»: «Пасхальные дни мы снова и снова обращаем взор к истокам православия. Здесь наше духовное начало, источник веры и вдохновения. Термопленка, термоэтикетка легка в применении, что не составит Вам большого труда украсить пасхальные яйца в канун Светлого праздника Пасхи» (орфография и синтаксис оригинала).
Не угодно ли вам пасхальное яичко с наклейкой из серии «Библейская» с обнаженной Евой, искушающей в «раю сладости» еще невинного Адама? Сюжет выбран библейский, не придерешься! Может кому-то покажется, что не пасхальный, но это только на первый, не искушенный богословием и библейской герменевтикой, взгляд. Если же вдуматься, то очень даже в тему. Ведь, если бы Адам и Ева не согрешили в раю, не пришлось бы Сыну Божию умереть на Кресте в уничижении, чтобы потом воскреснуть во славе. Поэтому по логике сих «просветителей», таким нехитрым и выгодным для себя способом возрождающих духовные основы России, получается, что Ева с запретным плодом в руках — виновница нашей пасхальной радости.
Остается только поблагодарить производителя, что он не предложил нам наклейку со змеем-искусителем (всё-таки грехопадение началось с него) и крепко молиться в надежде, что под действием этой чудной картинки, скрывающей в листве врага рода человеческого, куриное яйцо таки не изменится в змеиное. Правда, на упаковке с наклейками вы не найдете указания на способ их утилизации. Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро? Есть компромиссный вариант — сжечь в чистом месте, а пепел закопать, как положено по церковным правилам поступать с освященными предметами. В условиях мегаполиса, да и просто города, это затруднительно. Да и много ли найдётся желающих так заморачиваться из за какой-то скорлупы с «наклейками»?
Правда, производителю невдомёк, что на Тайной вечери не было пасхальной радости. Показывая ученикам пример смирения и служения ближним, Господь умыл им ноги, зная, что умывает ноги и своему предателю — Иуде. За столом ученики обсуждали, кто из них предаст Учителя на смерть и уверяли Его, что готовы отдать за него свою жизнь. На это Господь самому горячему из них Петру предрек, что тот трижды отречется от него еще до пения петуха. А после совершения Тайной вечери Господь с учениками пошел в Гефсиманский сад, где молился до кровавого пота и просил Небесного Отца пронести мимо Него чашу страдания. Однако принял ее, исполняя не волю Своего человеческого естества, страшащегося страданий и смерти, а спасительную волю Отца, благоволившего страданиями Сына искупить падшее человечество от греха, смерти и рабства диаволу. Но что нам до того. Неужели нам не верить бизнесменам от «Православия», что своей продукцией они возрождают в Отечестве нашем традиции Святой Руси и веру христианскую? Так давайте под возгласы «Христос воскресе!» разложим и порежем пасхальный кулич, сыр и колбаску на дорогих нашему сердцу ликах Спасителя и апостолов и поблагодарим заботливых художников, ткачей и их мудрых и бескорыстных руководителей, предоставивших нам возможность так светло и радостно встретить «праздников Праздник и Торжество из торжеств»… Не согласны? Быть может кто-то захочет подать на меня в суд за богохульство и оскорбление чувств верующих? А может это надо сделать в отношении тех, кто всё это производит и продает в погоне за прибылью, которая поистине стала самым главным божеством современного мира и пытается в таковом качестве утвердиться и в нашей православной России, национальной идеей которой когда-то действительно была «Святая Русь», столь глумливо поруганная с помощью термонаклеек неограниченного срока годности?
Думаю, что после всего сказанного выше возникают три вопроса: 1) как мы относимся к празднику Пасхи, 2) к Богу и святым Его и 3) к их священным изображениям (иконам, фрескам, мозаикам и др.).
По моему глубокому убеждению, почти всякий христианский праздник это «праздник со слезами на глазах», включая Пасху. «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7) и мы «куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20, 7:23). Великим постом Церковь напоминает об этом своим чадам почти каждое воскресенье особыми службами: пассиями (в дополнение к текстам Триоди постной и Октоиха). Этому же посвящено богослужение всей Страстной седмицы.
Неужели мы забыли о заповеди Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями» (Мф. 7:6). Ведь святая икона — видимый образ, возводящий наш ум к первообразу, она выражает таинство нашей веры, которую мы своими же руками отдаем на поругание. Как же мы тогда сможем требовать от чужих уважения к нашим святыням и нашим чувствам?
Владимир Немыченков
Источник: http://www.pravoslavie.ru/