Квинт Септимий Флорент Тертуллиан сказал однажды, что «душа по природе – христианка». Он сказал это в запале словесной и идейной борьбы с язычниками, которым доказывал Небесное происхождение христианской веры.
Душа, говорил он, узнавая истину, попадает в сродную себе область, словно просыпается от сна и радуется, доказывая тем самым, что она не чужда Богу изначала. Она всегда втайне жаждет Бога, хотя и сама не знает часто, чего или Кого она жаждет.
Эти слова вошли в тощий виртуальный «цитатник сказанного отцами», и цитировались на протяжении веков всеми, кому не лень, то к месту, то не к месту.
А в конце 19-го века незабвенный В.В. Розанов, не шибко красневший перед авторитетами, дерзнул эти, кажущиеся незыблемыми, слова опровергнуть. «Христианка, говорите?», — спросил Розанов. «Ничего подобного. Душа по природе – язычница»
На Василия Васильевича зашикали, замахали руками, затопали ногами. Но сама жизнь – лучший его адвокат. И кто, вопреки Розанову, хочет доказать слова Тертуллиановы, тот докажи это жизнью, а не риторикой.
Мне, например, без пенсне видно, что в мире есть много примеров, доказывающих Тертуллианову правоту. Но примеров, доказывающих Розановскую горечь, не меньше, если не больше.
Берите Хэллоуин. Откуда у множества людей столько глупости, столько желания серы понюхать и рогатого за хвост подержать? Впрочем, много ручьев стеклось под первое ноября в кельтское болото, и что-то одно до конца сей феномен не объясняет. * * *
Христианство не отменило язычество и не уничтожило, поскольку это невозможно. Язычество неистребимо.
Христианство очень мудро повело себя с язычеством, то вытесняя его собою с насиженных мест, то наполняя новым смыслом старые суеверия, то возвышаясь сияющими высотами над теми зарослями, в которых нимфы стенали о смерти «великого Пана». В духе подобного подхода получило свою дату празднование Рождества, так «воцерковилась» Коляда с Масленицей. И процесс этот шел одинаково, что на Востоке, что на Западе.
Но мухи не садятся на котел, пока котел горяч, а древняя ложь не воскресает, пока люди хранят веру. Стоит же веру утратить, или начать утрачивать, как из-под священных риз христианского мира начинает выползать ожившая нечисть. По календарю она претендует на торжества в один и тот же день с христианскими праздниками, и вот уже трудно разобрать, что, собственно, празднуем.
Так произошло с праздником Всех Святых, который католики празднуют не в зависимости от Пасхи (как мы), а фиксировано – 1-го ноября. На это время по кельтским понятиям попадает какое-то свое празднование, связанное с духами, с темной (зимней) частью года, с буйным весельем, призванным то ли духов ублажить, то ли от них защититься. Вся эта этнографическая блажь со временем перекочевала в Новый Свет в головах эмигрантов, и там праздновалась в этнических группах ирландцев, шотландцев, валлийцев. Ну а уже в наши годы, то есть с конца 20-го века, праздник коммерциализировался, и в качестве экспортного товара стал активно распространяться по миру.
Критиковать подобные «праздники» — это все равно, что ругаться с паровозом. И запрещать его бестолку. Нужно только назвать вещи своими именами. Это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализации.
Надо сказать, что у каждой страны хватает своей собственной бесовщины, но англоязычная бесовщина с некоторых пор автоматически превращается в нечисть интернациональную. Вот почему германские Вальпургиевы ночи и прочие шабаши дальше Европы нос не кажут, не в пример тыквенным рожам с огоньком внутри. Естественное распространение Хэллоуина ограничивается англоговорящими странами: США, Великобританией, Австралией.
Что же касается стран Европейского Союза, или Японии, или Южной Кореи, то это уже знаки глубокой зависимости – финансовой и культурной – от Штатов; зависимости, возникшей после окончания Второй Мировой. К последней категории относимся и мы, только наше холуйство более позднего происхождения, поскольку мы у Штатов ходим в унизительной зависимости не с конца войны, а с «лихих 90-х».
*
Что ж, мир слепливается в кучу, интегрируется, объединяется. При этом внутренне людям все больше угрожает опустошение и бессмысленность существования. Опустошенному и объединенному человечеству тоже нужно что-то праздновать. Это — специфические «красные даты глобального календаря».
Хотя можно и у заморских купцов покупать хороший товар. В день святого Патрика не обязательно наливаться пивом и сидеть в пабе. Можно по всем церквям отслужить молебен Патрику. Великий ведь святой. Равноапостольный в трудах. Но в том-то и есть вся суть заимствованной шумихи, что берется только нечто поверхностное и глупое, бьющее по страстям, как по клавишам.
Всемирные праздники объединенного человечества непременно шумны. Как фейерверки на Новый год, начинающиеся в Японии и заканчивающиеся в Сиэтле. Как открытие очередной Олимпиады, на которое смотрят, сидя у экранов, сразу несколько миллиардов людей.
После праздников, типа Хэллоуина, специально надо еще день отсыпаться. Это не праздники, от слова «праздность», то есть покой, то есть отдых от изнурительного труда, то есть, почти «шабат». Напротив, это будет шум и гам, визг и вой. Скорее шабаш, чем «шабат», скорее знак душевного надрыва, чем признак подлинного веселья.
Это не праздник села или небольшого города, но праздник мегаполисов, где сконцентрирован праздный люд и в карманах водятся шальные деньги.
Это не праздник детей, стариков или серьезных людей среднего возраста. Методом нехитрого исключения определяем тех, кто празднует, и где.
В ресторанах, пабах и ночных клубах больших городов эту заморскую баланду будут хлебать молодые люди с пустой душой и лишними деньгами. Они уже сегодня считают себя гражданами мира, для них и создается «новый месяцеслов глобального человечества».
«Помолимся убо о них, да откроются их душевные очи, и да придет на них вразумляющая и очищающая благодать Святого Духа». ПО ИТОГАМ
Мы дерзнули высказаться о смысловой изнанке явления. Не ругались, не клеймили, не призывали запретить. Хотя, что касается школ, то здесь ограничения необходимы. Но мы и об этом не заикнулись. Сказали, что спорить бесполезно, как и с паровозом. Массивен, едет по прямой и мозгами не обладает.
Но ведь Адам в Раю давал животным имена. Почему бы и нам в местах изгнания не назвать клопа – клопом и обезьяну – обезьяной? Не лишайте нас этой поэтической радости и умного труда. Различать между чистым и нечистым, между священным и профанным – главное отличие человека, которому подарена вера.
Правда, как говорил А. Ф. Лосев, дерзните сделать неумолимые выводы из того, что «дважды два – четыре», и вы наживете себе немало врагов.
Самую невинную критику православных оппоненты готовы обозвать «вакханалией», «воскрешением Совдепа», ретроградством. «РПЦ тянет Россию назад!», – кричат истинные друзья Отечества, едва умывшись от недавнего макияжа.
А что мы, в сущности, сказали?
«Это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализма», – звучит вывод статьи. Оппоненты кипятятся. «Мы не пусты, – говорят они. – В нашем выскобленном, как тыква, нутре мерцает свечечка»
Самая распространенная реакция людей, для которых Хэллоуин – праздник, это призыв считать явление нейтральным. Вот оригинальные высказывания:
«Почему нельзя раз в год просто подурачиться, напялить смешные костюмы, разукраситься и повеселиться? Это просто маскарад, коммерциализованный веселый праздник, в котором не осталось религиозности, и никто из празднующих, уж по крайней мере в нашей стране, не воспринимает его как религиозное действо. Что плохого в веселом празднике не в пост?»
«Главное меру знать. Выпустить языческий пар, если угодно. Полуголые девицы здесь, конечно, ни при чем, а тыквы, да и прочие урожайно-осенние украшения очень симпатичны и создают настроение, когда впереди неуютная зима»
«Я не вижу ничего дурного в том, чтобы относиться к данному празднику нейтрально»
«Хэллоуин давно лишен религиозного подтекста, как языческого, так и христианского. Это маскарад, не более того» ***
Ну что ж, дьяволу не кланяются, и на том спасибо. Теперь поговорим о нейтральности.
Было бы очень неплохо, если бы в нашей жизни было побольше нейтральных вещей и явлений. Но таков уж груз, лежащий на плечах сынов человеческих, что нейтральных вещей в мире людей нет, или почти нет.
Понятие о вещах нейтральных принадлежит грекам. Точнее – стоикам. Они учили, что благом является только добродетель, злом – порок и невежество, а все, что посередине – нейтрально.
Так, например, нейтральны, по их мысли, деньги. Ими можно пользоваться как для благих, так и для злых целей. Нейтрально все то, что приобретает оценку в процессе использования. Искать зло не в вещах, а в намерениях учили эти философы.
Мы так и делаем. Мы не называем людей, празднующих Хэллоуин, ни дьяволопоклонниками, ни как-то еще. «Это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализма», – сказано в статье. А вот внутренняя пустота в категориях учения о вещах нейтральных благом вовсе не является.
И те самые деньги, о которых стоики рассуждали возвышенно и отстраненно, для нас совсем не всегда таковы. Любовь к ним (сребролюбие), по Апостолу Павлу – «корень всех зол». Подавляющее большинство людей никогда не относилось и не относится к деньгам нейтрально даже в теории.
Так жизнь убеждает нас в том, что от нейтральности мы далеки, и не способны нейтрально относиться даже к тому, что по природе нейтрально. Хэллоуин же нейтрален еще менее банковских билетов. В своем последнем пределе человеческий мир весь религиозен.
Отношение к еде и одежде, браку и детям, смерти и рождению во всех культурах формируется культом, и специфично настолько, насколько специфичен культ. Вы можете и не догадываться о культовых корнях того или иного явления, но это не значит, что этих корней нет.
Вы можете не знать, как именно и почему мировоззрение японцев и их отношение к смерти заставляет их наслаждаться щемящей картиной ежегодного опадания клена. Но, уверяю вас, это – внутренне связанные явления.
А у швейцарского шоколада и их же точных часов есть своя протестантская, еще точнее – кальвинистская, история.
Это столь интересная тема, что о ней можно часами говорить, превращая окружающий мир в увлекательную книгу. Здесь же можно лишь наметить тему штрих-пунктиром.
Своя религиозная предыстория есть и у открытия Америки, и у появления Ротшильдовского капитала, и у перехода Суворова через Альпы.
Вам до этого дела нет? Но тогда так и скажите. А не записывайте в нейтральные явления то, что по определению не может быть нейтральным. Верующему интересно жить, он видит и глазами, и умом. А неверующий должен веселить себя искусственно, и это жалкое занятие редко бывает безгрешным.
Хэллоуин не нейтрален уже хотя бы по дате проведения. Неужели вам это не понятно?
В сей день католики празднуют память Всех святых, то есть и Николая Чудотворца, и Варвары-мученицы, и Георгия-Победоносца. Всех!
Да, не по нашему календарю, но что с того? У них свой Литургический год, и не нам ими командовать.
Если накануне этого дня расползтись на ночь по кабакам и пить «кровавую Мэри» так, как если бы это была кровь, и надеть костюм скелета, продолжая считать себя «нейтральным деятелем», то сами дайте диагноз. Я буду слишком резок.
Коммунист не верил в Бога, но не сидел на Пасху тихо, как мышь, а снаряжал комсомольские отряды, чтобы не пускать других в храм. А в первые годы Советской власти и вовсе устраивали напротив храмов «комсомольские Пасхи», смеясь над верующими, шумя и срывая Богослужение.
Этим самым большевик доказывал не столько неверие, сколько ненависть к Воплотившейся Истине. Сидел бы тихо, был бы нейтрален, а так – извините. Точно так же не нейтрален по отношению к насмешке над Всеми Святыми тот, у кого нет в голове мозгов, а в сердце – совести, что бы он себе не пробормотал в самооправдание.
По логике людей подобного рода, бить в барабаны и орать частушки в Пасхальную ночь за церковным забором есть занятие «просто веселое» и «нейтральное». Это есть некое «выпускание пара», только и всего. В прошлом веке это многие так и объясняли.
И эти же люди, эти же «выпускатели пара», находящие вкус в игривом богохульстве, называют Православную Церковь «пережитком Совка»! Вонми, небо, и слушайте, небеса. Когда-нибудь вы будете свидетелями.
***
Но скажет некто, что сам он лично ничего не знал и «ничего такого» в «праздник» не вкладывал.
Это как раз понятно. Чтобы что-то вложить, надо что-то иметь, а у празднователей, как я понимаю, за душой пустовато.
Но слово о незнании не принимается. Думайте, узнавайте мир, в котором вы небо коптите. А не умеете думать – старших слушайте.
И еще – обижайтесь, дергайтесь, извивайтесь, как червячок на конце иглы. Этим вы докажете то, что совесть в вас жива, и душа ваша задета. Поспорите, поспорите, а потом и согласитесь. Мы подождем.
***
Теперь еще спрошу вас. Отвечайте мне.
Хэллоуин насыщен символикой смерти или нет? Черепа, вурдалаки, призраки там есть или нет? Разве символика смерти нейтральна? Или у вас никто никогда не умирал в роду? Или вы никогда у зева разрытой могилы не стояли и стоять не собираетесь?
Череп человеческий, он и в монашеской костнице, и на картине Верещагина, и в руке у Гамлета равно священ и таинственен. Он уважения к себе требует, а не кощунства над собою. Из него нельзя пепельницу делать или чашу, как сделали печенеги с головой Святославовой. Если вы с этим не согласны, то с вами не о чем разговаривать.
А если согласны, то как можно считать нейтральным то «баловство» (скажу мягко) с черепами и то перевернутое отношение к смерти, которым пропитан сей полночный шабаш в канун Всех Святых, который вы дерзаете называть праздником без кавычек?
***
Отношение к смерти делает человека человеком, и оно есть неистребимый корень религиозности. Не верите мне – читайте Тойнби.
Но это касается тех сфер, где человек еще не перестает быть самим собой.
Человек же есть существо динамическое. Он находится в постоянном движении и либо деградирует, либо развивается. У него как раз есть возможность преодолеть себя и вырасти над собой, либо же перестать вообще быть человеком.
Хэллоуиновское отношение к смертной символике и есть один из признаков утраты человеческого достоинства.
И современная цивилизация, та самая, которой так некритично восхищаются бессердечные и суетные люди, ведет к исчезновению человека. Это ее свойство.
Это цивилизация крайнего эгоизма и культа наслаждений.
Оргазм и смерть царствуют над нею. Цивилизация блудных конвульсий и смертной гнили – вот еще одно имя, которое да будет позволено нам произнести. Не верите мне – читайте Оливье Клемана.
И в контекст этой цивилизации, словно пижама в чемодан, удобно укладывается подземный хохот ночью с маской на лице. Вы это называете нейтральным явлением? ***
Мир слепливается, склеивается, глобализуется. При этом мир внутренне опустошается. Опустошенному миру тоже нужно что-то праздновать.
В больших городах молодые люди с пустотой внутри и лишними деньгами в карманах собираются в ночь на 1-е ноября для проведения одного из таких «праздников».
Все это – очень мягкие и толерантные даже формулировки, изложенные в предыдущей статье по теме. Посмотрим, на каком воре в сей раз шапка загорится?
Кто в пыл полемики полезет?
Только никому не советовал бы я бесу в адвокаты наниматься.
Советовал бы лучше купить глазной мази, в Апокалипсисе упомянутой, чтоб помазать глаза и увидеть мир в его подлинном, а не «нейтральном» виде.
… Кроме того. в этом году на так называемый хэллоуин попадает «Дмитриевская родительская суббота» - день особого поминовения усопших с 1380 года, установленный великим князем Димитрием Иоанновичем Донским в память о падших воинах на Куликовом поле в битве против Мамая и его войска, (подробнее можно прочитать тут - http://www.pravmir.ru/po-slovu-knyazya-dmitrovskaya-roditelskaya-subbota/) с тех пор церковь непрестанно творит сие поминовение, поминая всех убиенных воинов, защитников нашего отечества по сей день. Наша история требует от нас трезвого духовного поведения, не допуская даже в шутку поклонение или ублажение бесовской нечестии.
|