Еще в апреле семеро из двадцати народных избранников Думы городского округа ЗАТО Фокино написали заявления о сложении с себя депутатских полномочий. После их выхода из думы представительный орган власти оказался нелегитимным — нет необходимых для работы двух третей депутатов от их списочного состава. Судебное решение о роспуске думы округа 1 августа вступило в законную силу. Впереди выборы в новую думу.
Депутаты Думы ЗАТО Фокино одними из первых внесли изменения в устав муниципального образования, отменив прямые выборы мэра города, заменив его сити-менеджером. При этом главой
городского округа ЗАТО Фокино становился председатель думы города Евгений Бочаров. Сам Евгений Бочаров ушел в отставку в декабре прошлого года — после его избрания депутатом Законодательного собрания края. Исполняющим обязанности главы городского округа стал депутат Николай Шарапов. Одним из первых распоряжений Шарапова в ранге и. о. главы округа стало увольнение Тихоновича с поста сити-менеджера, отмененное затем судом. Суть противостояния, по мнению экспертов, в том, что местные элиты в городе никак не могли договориться между собой. Работа городской думы была практически полностью парализована. С октября прошлого года депутаты так и не смогли собраться ни на одно заседание. Из-за этого, например, Николай Шарапов не может избавиться от приставки «и. о.». Решение о роспуске Думы ЗАТО Фокино на самом деле таит немало опасностей. До избрания нового состава депутатского корпуса территория могла оказаться в состоянии полного безвластия. Роспуск думы означает автоматическую отставку и главы городского округа — он избирается исключительно из состава депутатов. Кроме того, в отставку должен был бы уйти и сити-менеджер — он назначается на должность исключительно на период полномочий городской думы. А нет думы — нет и сити-менеджера. Городу Фокино здесь несказанно повезло — безвластия в закрытом территориальном образовании не будет. В уставе ЗАТО есть строка о том, что контракт с главой администрации города (читай — сити-менеджером) заключается на период полномочий думы, но не менее чем на два года. И тем не менее и. о. главы округа Николай Шарапов вновь предпринимает попытку уволить сити-менеджера с занимаемой должности. И вновь суд выносит решение о незаконности увольнения, а прокуратура ЗАТО Фокино указывает, что г-н «Шарапов Н. В. исполнял обязанности главы городского округа ЗАТО г. Фокино как заместитель председателя думы городского округа, но не как должностное лицо, выбранное из числа депутатов думы городского округа на должность главы округа. 01.08.2012 полномочия Шарапова Н. В. как председателя думы городского округа и как и. о. главы городского округа ЗАТО г. Фокино прекращены в связи с признанием неправомочным состава депутатов Думы городского округа ЗАТО г. Фокино». О том, как сейчас живется и работается на территории ЗАТО Фокино, корреспондент «Новой газеты во Владивостоке» беседует с главой администрации города Фокино Виктором Тихоновичем. — Виктор Дмитриевич, есть ли жизнь на территории после роспуска думы?
— Да, конечно. Все идет как обычно, без всяких форс-мажоров. Законодатель подобную ситуацию предусмотрел. Основную нагрузку по обеспечению жизнедеятельности в городе несет исполнительная власть. В соответствии с законодательством у меня контракт на срок полномочий думы, которая меня назначила. Но до дня начала работы думы следующего созыва. Это прописано в уставе. Так что работаю в штатном режиме. — Что происходит на территории ЗАТО с представительной ветвью власти?
— Я думаю, что такое положение вещей в местном самоуправлении характерно пока для многих муниципальных образований. Это и определенная болезнь роста. Иногда мешают какие-то конфликты, возникающие в работе думы. Часто люди не понимают, для чего они пришли в депутаты. Им кажется, что, когда они получили заветный мандат, у них удалась жизнь. И при решении каких-то вопросов начинают требовать каких-то благ лично для себя. Те, у кого что-то есть, они как работали, так и работают. Разве что статус какой-то изменился.
— Помнится, что депутаты думы предыдущего созыва, в которой вы были председателем, тоже досрочно сложили с себя полномочия. Что было не так в вашей работе
— Будучи председателем думы, я совершал ошибки, и я их признаю. Может, не по всем вопросам нужно было занимать столь жесткую позицию. Потому что, переходя на борьбу с мэром, мы, депутаты, и я в том числе, дошли просто до маразма. Те вопросы, которые необходимо было решать, мы блокировали. В запале. И чуть ли не оседлали тему: чем хуже, тем лучше. Это неправильно. Но, с другой стороны, тогдашний мэр на эту должность пришел из бизнеса. И не было ни одной сферы в жизни города, где бы не присутствовал его интерес. Это и ЖКХ, и вся торговля, и благоустройство, и СМИ, и много чего… Я допускаю, что, может, в этих сферах предоставляются хорошие услуги, но чиновник должен быть равноудален от
всего этого. А когда у него есть свой бизнес, он на подсознательном уровне обязательно будет заворачивать в свой бизнес какие-то там финансовые потоки.
— «Новая газета во Владивостоке» уже который год пишет о плачевном состоянии финансов ЗАТО Фокино...
— Да что вы! За эти два года ситуация изменилась, и в лучшую сторону. Мы стали и сами деньги зарабатывать, и платить по счетам. Уже отдано более 200 миллионов. И это притом, что все городские службы работают в обычном, нормальном режиме. А долги образовались в отопительный сезон 2007–2008 года. Честно говоря, отопить город собственными силами ни одно муниципальное образование не в силах. И ежегодно — еще прошлым созывом думы — мы закладывали от 50 до 60 миллионов дотаций. — Отчего же, если так все плохо и дорого, отапливать город рвались все кому не лень?
— До 2010 года мы отапливались собственными силами и дотации уходили в МУПы, но работа этих муниципальных предприятий показала себя не совсем эффективной. И после ряда банкротств на их базе стали создаваться ООО. И уже эти ООО собирали в бюджет деньги с населения и стали получать дотацию, которую мы закладываем в тарифы. Одно дело — дотировать муниципальное предприятие, тем самым удешевляя платежи населения в отопительный сезон, совсем другое — субсидировать некое ООО. После того как закон запретил нам дотировать ЖКХ, была придумана новая схема. Стали обманывать поставщиков. Руководство города на тот момент бъявляет тендер. На торгах заявляют сразу по 10 тысяч тонн. Выставляют условие,
то расчеты за поставку будут производить, условно, месяца за три. На территорию поставляется топливо. Они «запускаются» в зиму. Параллельно начинают собирать деньги, но эти деньги они не отдают поставщикам. Топливо-то уже израсходовано, а на дворе внезапно зима. Срочно объявляется новый конкурс. С новыми условиями. За живые деньги. И вот тут-то выигрывают уже свои. Поставки не по 10 тысяч тонн, а по полторы. И не по 12–13 тысяч рублей за тонну, как в крае закупают, а по 16. Мы же город спасаем. Да за живые деньги и при таких условиях любой дурачок спасет! А добросовестных поставщиков-операторов, которые реально поставили, топливо давно сожжено, оставляют с носом. И мы обязаны, готовы и будем платить по поставленному уже топливу. — Что было дальше?
— А дальше, опять же с 2010 года, стала работать схема переуступки долгов, которые в конечном счете повисли на муниципальном бюджете и населении. Если бы это было муниципальное предприятие, то мы могли бы списать, реструктуризировать долги населения, раз уже начали платить из бюджета. Из-за этих трех-четырех ступенчатых переуступок у нас теперь основной взыскатель денег у населения — некое коллекторское агентство. То есть и администрация рассчитывается за те зимы, и население платит. Однако и эту проблему решили: теперь в городе за отопительный сезон отвечает краевое предприятие. И это верно. Наша команда очень серьезно разбиралась в каждой ситуации. Делали все, чтобы минимизировать эти долги. Обращались и в ФСБ, и в прокуратуру, стучали во все двери. Но раз суд присудил, будьте любезны оплатить. Платим и делаем работу над ошибками. Знаете, за одного битого двух небитых дают. Это как раз наш случай.
— Еще будучи главой городского округа Евгений Бочаров, в случае форс-мажора всегда подчеркивал, что у него на этой должности сугубо представительские функции. Есть ли какие-то властные полномочия, кроме увольнения главы городской администрации, у главы округа? — В уставе у главы округа их прописано десять. И там действительно нет никаких функций, направленных на хоздеятельность в городе. Это функция исключительно главы администрации. Видимо, по этой причине меня бесконечно и пытаются уволить. Есть же разница: или ленточки перерезать, или бюджетом распоряжаться. Я, наверное, не сильно удобен некоторым людям в должности мэра. На самом деле, у главы округа очень ответственная должность. Под его руководством создается вся нормативно-правовая база, которая должна быть прописана детально и привязана к местным реалиям. Как раз деятельность думы, ее эффективная работа по исполнению полномочий и состоит в том, насколько своевременны, юридически грамотны, обоснованы принимаемые документы. Вот нет у нас детализации передачи власти — это ж кому-то было выгодно не вводить ее по этим параметрам. Поэтому и непонятно, есть у нас при отсутствии думы глава округа или нет его. Это же касается и решений, которые направлены на обеспечение хозяйственной деятельности города. Должны существовать правила игры. Ясные и понятные. У главы округа очень мощный властный рычаг в руках. Он как председатель думы городского округа расписывает, что вынести на рассмотрение думы, что — нет. Например, очень злободневное решение об арендных платежах. А на думу этот вопрос так ни разу не был вынесен. У нас ведь на городской территории ставки арендных платежей и земельных участков таковы, что можно брать весь город в аренду и будешь платить 20 тысяч рублей в месяц. — То есть плата за аренду земли, что под супермаркетом, что под ларьком, — одинакова? — Да. У нас город имеет некоторые обязательства, которые мы должны платить в субъект Федерации за аренду земельных участков. Понятно, что кадастровая стоимость каждого земельного участка разная. Но мы почему-то платим так, что в 3–4-месячный срок можно полностью погасить кадастровую стоимость участка. И, по сути, все предприниматели платят некую такую установленную квоту, не рассчитанную под функциональную стоимость земельного участка. Не учитывается его доходность, его привлекательность, мягко говоря, рассчитано все по формальным цифрам. Скажем так: рынок — что закусочная у дороги — все платят примерно суммы одного порядка. А мы же понимаем разницу прибыли между этими торговыми точками. Так что основные операторы торговли или пользователи земельных участков, по сути, не платят за аренду земли. За них платят более мелкие партнеры. Вот видите, волокита в таких вопросах имеет не только основную экономическую направленность, они еще очень сильно завязаны на местную социальную политику. И вот так влияет на экономику города деятельность главы городского округа и председателя думы. Я уже не говорю о муниципальных программах, которые у нас были просто свернуты. Но это, скажем так, все рабочие моменты, которые в рабочем порядке и решаются. Мы работаем — население спокойно живет. В зиму войдем, как и положено, в срок. В перспективе у нас строительство на территории многоквартирного дома, а ведь уже более 15 лет ничего не строилось в городе. В первоочередных задачах — капитальный ремонт жилого фонда, внутриквартальных проездов. Активнее приходит к нам на территорию инвестор. Это значит, что территория для бизнеса достаточно привлекательна. Строится крупный торговый центр. Суперсовременная гостиница. Сдается в эксплуатацию новый спортивный модуль. За эти два года, что я занимаю должность мэра, мы все-таки успели многое сделать. Хочется надеяться, что в октябре у нас будет выбрана действительно дельная дума и мы все вместе станем работать на благо, а не во вред. Хочется жизнь сделать комфортнее, город красивее, а людей счастливее. И мы сделаем это.
Егорова Оксана (стиль автора сохранён)
|