Законодательное собрание Приморского края поддержало корректировку регионального избирательного кодекса. Кроме увеличения размера предвыборных фондов во Владивостоке – до 25 млн рублей для партий и до 5 млн для одномандатников – серьезные изменения коснулись подписного ценза. Его ввели для самовыдвиженцев и одномандатников, выдвигающихся от непарламентских партий, на выборах в муниципалитетах, где численность округа превышает 1 тысячу избирателей. Эти правила теперь коснутся всех муниципалитетов, где в этом году пройдут выборы: и Находки, и Арсеньева, и других территорий. Эксперты связывают поправки с желанием властей снизить возможность появления самовыдвиженцев и независимых кандидатов на выборах, а их основными лоббистами – электоральных юристов и партии, которые имеют льготы, сообщает ИА PrimaMedia.
Поправки в Избирательный кодекс изначально касались лишь увеличения фондов. В первом чтении, которое прошло в конце апреля, авторы законопроекта предложили увеличить предельный размер фонда в муниципалитетах с численностью избирателей более 200 тысяч человек.
Предвыборные кубышки избирательных объединений увеличивают – с 10 до 25 млн рублей, одномандатников и самовыдвиженцев – с 1 до 5 млн рублей. В Приморском крае только один муниципалитет попадает под данное требование по численности избирателей – город Владивосток, где в этом году пройдут выборы в Думу.
Увеличат избирательные фонды и в муниципальных районах, городских округах с количеством избирателей до 60 тысяч человек. Там предлагается рост с 0,5 до 2,5 млн рублей.
Наблюдатели тогда отмечали, что повышение предельных размеров фондов может быть обусловлено желанием прибывших в регион политтехнологов обезопасить себя от преследования со стороны силовых структур. За примерами ходить далеко не нужно, достаточно посмотреть на судебный процесс в Сахалинской области, где в рамках дела экс-губернатора Александра Хорошавина подробно обсуждают, кто, с кого и как собирал средства на выборы, но наибольший интерес у общественности вызывает информация, как их потом тратили. А там, судя по выступлениям в суде, далеко не все средства из "теневой" кубышки шли на избирательную кампанию. Еще один пример, когда фандрайзинг приравняли к коррупции – дело бывшего вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова.
Поправку о повышении избирательных фондов во втором чтении депутаты Заксобрания Приморья рассмотрели 24 мая. А к третьему чтению, которое состоялось в тот же день, в законопроекте появились новые поправки. В законопроект добавили нормы, касающиеся необходимости соблюдения сотрудниками избиркомов антикоррупционного законодательства, ряд технических моментов, и, главное, введение подписного ценза в муниципалитетах.
До сих пор в краевом избирательном кодексе содержалась норма, согласно которой, "при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей не более 10 тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов не осуществляется". После принятия в третьем чтении изменений кодекса, эта текст части 4 статьи 45 выглядит следующим образом:
"при проведении выборов в представительные органы поселений со средней нормой представительства избирателей не более 1 тысячи сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов не осуществляется".
Для регистрации необходимо предоставить в комиссию подписи 0,5% от численности округа.
Таким образом, во всех муниципалитетах, где в этом году проходят выборы, одномандатники, которые идут от непарламентских партий, и самовыдвиженцы будут обязаны собирать подписи. А таких муниципалитетов в этом избирательном цикле вместе с Владивостоком восемь: Арсеньев, Находка, Большой Камень, Дальнегорск, ЗАТО Фокино, Артем и Лазовский район избирают в 2017 году думы.
В первую очередь, наблюдатели отметили тот факт, что изменения в Избирательный кодекс Приморского края приняты в разгар подготовки к избирательной кампании в крае. В этом смысле, сразу видно, что нарушен главный этический принцип — менять правила игры во время самой игры недопустимо.
Другой момент, на который обратили внимание эксперты, — редкое единодушие среди депутатов при принятии корректировок, изменения в избирательное законодательство едва ли не впервые за много лет прошли без обсуждения. По мнению бывшего руководителя аппарата партии "Родина" в Приморье, электорального эксперта Власа Копейкина, полное согласие пяти фракций связано с тем, что все политические партии, представленные в парламенте, получают преимущество на выборах.
— Введение обязательного фильтра для всех депутатов муниципальных образований по сбору подписей (по сути, кроме поселений) ведет к ограничению конкуренции, повышению роли партий, которые подходят под квалификационные требования – а это все парламентские партии, им не нужно собирать подписи. Дружная поддержка этого закона объясняется тем, что все партии, представленные в Законодательном собрании Приморского края, получают преимущества. А вот обычный гражданин, независимый кандидат, который желает реализовать своё право быть избранным, но не хочет связываться с политическими партиями, которые, на его взгляд, могли себя дискредитировать, получает дополнительный барьер, — отмечает Копейкин.
Эксперт добавляет, что буквально год назад депутаты приняли решение о переходе на мажоритарную систему в населенных пунктах с населением меньше 100 тысяч человек. То есть во всех территориях, кроме Владивостока, Находки и Уссурийска. Причем основной аргумент автора закона – депутата от "Единой России" Юрия Корсакова – заключался в персонификации на местных выборах.
"Не секрет, что голосование за конкретных людей позволит выбрать достойных. Люди не знают тех, кто избирается по партийных спискам", — говорил тогда единоросс.
Нынешние поправки, де факто, обязывают кандидатов "привязываться" к ограниченному числу партий.
Координатор проекта мониторинга выборов КГИ, доцент департамента политической наук НИУ ВШЭ Александр Кыневуверен, что
"это очевидная мера если не на закрытие, то на максимальное сужение лазеек для участия в выборах нежелательных для власти кандидатов".
— Как в виде самовыдвиженцев, так и от новых или просто независимых от местной власти партий, — добавляет Александр Кынев. — Мне кажется, это вполне вписывается в сложившийся в Приморье тренд на усиление контроля над самим допуском кандидатов на выборы. Он хорошо обозначился, начиная со скандальных выборов и пересмотра их итогов в Спасске. Хоть речь идет о небольшом числе подписей, сама процедура их проверки резко усиливает шансы на недопуск кандидата через самые разнообразные придирки и технологии. Опыт говорит, что часто судьбу кандидата решает одна подпись в буквальном смысле этого слова.
По оценке эксперта, данное, по сути, ужесточение избирательного законодательства укладывается в тактику системы в регионе.
— В целом, с точки зрения внутренней политики ситуация в крае выглядит все более удручающе: это касается как самих норм избирательного права, так и правоприменения, а также и прямого давления на оппозиционных активистов (это ярко проявилось в скандале с попытками открытия штаба Навального), — говорит политолог.
Электоральный юрист Эдуард Черторинский согласен, что поправки создают дополнительные трудности для представителей непарламентской оппозиции и самовыдвиженцев. В последние избирательные циклы, в том числе в 2016 году, на территории Приморья наметился как раз всплеск самовыдвижения на муниципальных выборах. Это наблюдалось и в Спасском районе, и в самом Спасске, и в других территориях.
— Если усложнять жизнь, так усложнять по-максимуму, — охарактеризовал поправки эксперт. — Иногда даже кандидатам, которые связаны с "Единой Россией" или другими парламентскими партиями, было проще пойти самовыдвиженцами. Потому что тогда они не получали антирейтинг, который может быть вызван привязкой к этим партиям. Сейчас такая возможность, конечно, сохранится, но есть определенные риски. Прошлый избирательный цикл показал, что Верховный суд не поменял своих позиций в подходе к делам, связанным с подписными листами. На сегодняшний день это одно из самых простых оснований, чтобы кандидата снять, в том числе по искам оппонентов.
В этих изменениях есть, впрочем, и положительные моменты. Например, как полагает Черторинский, подписной ценз будет немного дисциплинировать кандидатов.
Но больше выгоды корректировка кодекса принесет политтехнологам и юристам, специализирующимся на выборах.
— Собрать подписи не сложно, но надо понимать, что нужны серьезные намерения баллотироваться. И нужно понимать, что для этой работы нужна команда, юрист, сборщики, координатор. То есть штаб должен быть, — отмечает эксперт.
Естественно, для кандидатов это означает дополнительные затраты. Другой вопрос, что приморский рынок юридического сопровождения достаточно развит в части качества услуг. И обращение к местным специалистам может оказаться целесообразным для предвыборного бюджета.
|