Для некоторых автовладельцев, отсрочка прохождения техосмотра будет действовать дольше, чем предполагалось, пишет "Российская Газета". Это связанно с вступлением в силу с 1 января закона о техосмотре. Напомним, в мае вступило в силу постановление правительства, которое предоставило годовую отсрочку техосмотра всем владельцам легковых автомобилей и мототранспортных средств, которые должны были пройти эту процедуру в этом году. Буквально неделю назад был подписан закон о техосмотре, который привязывает прохождение этой процедуры к сроку действия полиса ОСАГО. Таким образом получилось, что те у кого техосмотр закончился в этом году, допустим, в апреле, срок следующей проверки был перенесен автоматически на апрель 2012 года. Но если при этом срок действия полиса истекает только в сентябре следующего года, то до этого момента и техосмотр проходить не требуется. Ведь инспекторы ГИБДД с 1 января не будут проверять на дорогах наличие талона ТО.Хуже тем, у кого техосмотр истекает в сентябре, а страховка заканчивается мае. В законе прописано, что если до истечения срока действия талона осталось менее шести месяцев, то страховая компания может отказать в продаже полиса ОСАГО. То есть им придется пройти техосмотр перед тем, как купить новый полис.
Однако, как обещают страховщики, процедура проверки уже пойдет по новым правилам. Уже сейчас созданное в Российском союзе автостраховщиков управление по техосмотру, по словам ее руководителя Сергея Духанина, готово начать аккредитацию тех коммерческих структур, проводивших техосмотр, которые относились к системе МВД, или дкействовали на условиях договора с этим ведомством.
С 1 января РСА собирается начать аккредитовывать других операторов технического осмотра, которые подадут заявки и выскажут намерение заниматься этой деятельностью.
Форма и порядок предоставления заявки будут определяться правительственными документами. Сейчас правительство России подготовило план на разработку аж 22 актов. В подготовке, как минимум 15 из них должен принять участие РСА. Речь идет и о порядке аккредитации, об их условиях, о контроле за деятельностью операторов техосмотра. А также о том, что конкретно эти пункты должны диагностировать у автомобиля.
Помимо этого, в этом 22-пунктном плане - методика определения достаточности пунктов осмотра на территории одного или другого региона. Так, например, сейчас на территории России работает около 2,5 тысяч пунктов гостехосмотра. Но даже если судить по очередям, которые были до принятия отсрочки, - этого явно недостаточно. Когда методика будет разработана в каждом регионе должно быть не меньше пунктов осмотра, чем в ней предусмотрено. В случае, если в регионе не смогут набрать нужного количества коммерсантов, то адмирнистрации придется в срочном порядке или самостоятельно открывать подобные пункты, или придумывать такие льготы для будущих операторов, чтобы им не терпелось попасть на этот рынок. Впрочем, по мнению многочисленных экспертов, отбоя от желающих не будет.
Также перед страховщиками стоит непростая задача создания электронной базы на тех, кто прошел или не прошел техосмотр. По идее она должна быть связанна с базой АИС ОСАГО, а также с базой ГИБДД. Но единая информационная система в части ОСАГО пока еще не создана, и когда появится - остается только гадать. Однако, по словам президента РСА Павла Бунина, уже с 1 января 2013 года талоны техосмотра уйдут в прошлое. А информация о прохождении техосмотра будет существовать только в электронном виде. Такое предложение, возможно, поставит в тупик Госавтоинспекцию. У владельцев легковушек они уже не должны будут проверять прохождение техосмотра, но остается коммерческий транспорт: грузовики, маршрутки, автобусы, - а также спецтранспорт, которым проверку техосмотра никто не отменял. А значит каждый экипаж потребуется оснастить как минимум ноутбуком с возможностью выхода в сеть, чтобы инспектор на дороге мог проверить, а проходила ли эта машина техосмотр.
РСА также планирует ввести практику, которая сейчас применяется в области ОСАГО: контроль за выдачей бланков. То есть пунктам техосмотра будет выдаваться определенное количество бланков. Если оно не использовано, то остаток потребуется вернуть. Если пункт по какой либо причине закроется, у РСА будет возможность минимизировать выброс "на лево" бланков ТО. В случае поступления большого количества жалоб, у РСА будет возможность приостановить выдачу бланков ТО проштрафившейся организации.
Кстати, о жалобах. На прошедшем заседании президиума РСА довольно остро встал вопрос о жалобах, как способе влияния на бизнес. Дело в том, что в последнее время некоторые недобросовестные предприниматели стали жаловаться на страховщиков. Жалобы поступают в контролирующие органы, непосредственно в РСА, но все они написаны, как будто под копирку.
Жалобы на страховщиков - это обычное дело. Если компания не работает, на нее никто не обращает внимания. На работающую компанию в среднем в месяц приходится от 2 до 6 обращений. Однако в отношении одной из компаний в одном конкретном регионе количество жалоб выросло до 15 - 30 в месяц. А это уже повод для проверки. Как показала проверка, жалобы написаны буквально дословно. Есть предположение, что таким образом компании решил отомстить посредник, которому страховщик отказал в продлении договора.
Это не единичный случай. И уже не один такой посредник взял этот способ борьбы с якобы обидчиками на вооружение. Сейчас каждый такой случай внимательно рассматривается и даже расследуется. Готовятся судебные иски. Но до суда РСА не торопится назвать ни компании, которые пострадали от подобных жалоб, ни самих жалобщиков.