10 августа 2015 года исполнилось ровно тридцать лет со дня ядерной катастрофы в бухте Чажма. Среди участников торжественно-траурного митинга были непосредственные участники, ликвидаторы и должностные лица различных категорий.
В середине 80-х шла не объявленная холодная война со всеми вытекающими последствиями… В то время СССР достиг ракетно-ядерного паритета с вероятным противником и всеми силами стремился его поддерживать. В том числе и удержанием коэффициента оперативного использования ПЛА- носителей ядерного оружия. На войне как на войне… Приказ должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок, невзирая на обстоятельства. А вот эти обстоятельства зачастую и диктуют свои условия, чему и стала подтверждением тяжелейшая ядерная катастрофа на ПЛА «К-431» 675-го проекта, заводской номер 175, случившаяся 10 августа 1985 года.
В этот день из года в год на береговой технической базе в бухте Сысоева ВГУП «ДальРАО» у Мемориала и воинского захоронения погибших 10 августа 1985 года в результате ядерной катастрофы на атомной подводной лодке «К-431» собираются родные, близкие, сослуживцы участников той далекой трагедии.
10 августа 2015 года не стал исключением. Вспомнить погибших, отдать дать уважения их подвигу приехала большая делегация. В частности адмирал запаса Сиденко Константин Семенович, директор «ДальРАО»; вице-адмирал в отставке Лысенко Николай Иванович, предыдущий директор «ДальРАО» с 2002 по 2014 г.; вице-адмирал Приходько Борис Федорович, председатель Морского Собрания г.Владивосток, на время аварии – заместитель командующего ТОФ по боевой подготовке; контр-адмирал в отставке Максимов Александр Афанасьевич, по последней должности – начальник Управления РХБЗ ТОФ; начальник ТУ ТОФ, контр-адмирал Королев Игорь Олегович; Михаил Федорович Ватралик, на время аварии – командир ПМ 133; полковник в отставки Олару Николай Николаевич, по последней должности – начальник БТБ; капитан 1 ранга в отставке Крашенинин Анатолий Георгиевич, в то время – начальник штаба 52 дивизиона, на время аварии – старший в части; Клименко Виктор Иванович, офицер в отставке, на момент аварии – дежурный на соседней ПЛА; капитан 1 ранга в отставке Баранов Александр Сергеевич, заместитель председателя Думы ГО ЗАТО г.Фокино; капитан 1 ранга в отставке Островский Вячеслав Георгиевич, председатель Комитета ветеранов ВС РФ ЗАТО г.Фокино; капитан 1 ранга в отставке Березин Вячеслав Петрович, председатель Совета ветеранов войны, труда, ВС РФ и правоохранительных органов ЗАТО г.Фокино; капитан 1 ранга в отставке Малий Александр Григорьевич, заместитель председателя Совета Союза моряков-подводников ТОФ ЗАТО г.Фокино.
В этот раз присутствовала семья погибшего капитана 2 ранга Целуйко Виктора Андереевича: вдова, дочь, зять и внук.
В своих выступлениях участники торжественно-траурного митинга, ликвидаторы отмечали, что офицеры БТБ, осуществлявшие перегрузку активных зон реакторов, являлись специалистами очень высокого уровня, имевшие профильное образование, прошедшие дополнительную специальную подготовку в Ядерном центре им. Курчатова и имевшие значительный опыт работ на ПЛА как первого, так и второго поколения. Так что на безграмотность ситуацию списать нельзя. Тут другое. Пресловутое – любой ценой, как оказалось самой дорогой – ценой своей жизни.
Они выполнили свой воинский долг до конца, как на фронте, желали своей стране и ее Вооруженным Силам только хорошего, стремились поддерживать ее обороноспособность на самом высоком уровне.
|