Сегодня, 12 октября, вступил в силу федеральный закон «О свободном порте Владивосток».
Напомним, закон был принят в июле 2015 года. В зону порто-франко включено 15 муниципальных образований Приморского края: Владивосток, Шкотовский, Надеждинский районы, Артем, Большой Камень, Уссурийск, Хасанский, Пограничный, Октябрьский, Ханкайский районы, Партизанск и Партизанский район, Находка, Спасск и Ольгинский район.
Закон предоставляет серьезные таможенные и налоговые льготы для резидентов свободного порта, пониженные тарифы страховых взносов, упрощенные процедуры в области строительства и получении различных разрешительных документов, защита бизнеса от излишних проверок, принцип единого окна. Работа государственных контрольных органов в пунктах пропуска свободного порта Владивосток должна обеспечивать круглосуточный и бесперебойный пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров.
«Закон во многом готовился здесь, в регионе, с участием наших экспертов, ученых, предпринимателей, его принятие – важнейшее событие, и мы возлагаем на закон большие надежды, - рассказал глава Владивостока Игорь Пушкарёв. – Основная цель режима порто-франко – создание благоприятных условий для активного развития региона, для инвесторов, которые готовы вложить средства в современные производства, ориентированные на выпуск конкурентоспособной продукции. Закон открывает перспективы интеграции России, Дальнего Востока в экономику АТР, что чрезвычайно для нас важно. В свою очередь от развития экономики напрямую зависит и качество жизни на территории: новые производства – это новые квалифицированные рабочие места, возможность для закрепления здесь жителей и притока нового населения, это развитие смежных отраслей – транспортной, строительной, телекоммуникационной, туристической, пищевой, всей сферы услуг. Это дополнительные налоги, а значит - новые школы, детские сады, поликлиники, парки, объекты культуры. Это новые возможности для самореализации людей - в профессиональной сфере, в личной жизни, в творчестве. Словом, режим свободного порта – это активное движение во всех областях. Конечно, для реализации закона необходимо очень много и эффективно работать. Убежден, все у нас получится».
Закон о свободном порте Владивосток вызывает большой интерес как у зарубежных, так и у отечественных представителей бизнеса. Новые возможности, созданные на Дальнем Востоке, а также инвестпроекты, были детально представлены на первом Восточном экономическом форуме во Владивостоке, который проходил с 3 по 5 сентября. По итогам форума подписан целый ряд инвестиционных соглашений. Исторический для Приморского края момент знаменует начало новой эпохи, а отчасти и возвращение старой, когда порт Владивосток носил статус порто-франко и был крупнейшей морской гаванью в регионе. Окно России в АТР открыто официально. Восточный вектор развития России, о котором говорят последнее десятилетие, получил воплощение в беспрецедентном для российского законодательства проекте.
Закон дарует свободу не только порту Владивосток, но еще 14 муниципалитетам Приморья. Общая площадь этих территорий могла бы уместить несколько европейских стран. Закон предусматривает целый пакет административных и налоговых преференций для резидентов, которые будут развивать территорию края. Когда и как заработает закон, нам рассказал Советник Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Павел Волков.
– Павел Михайлович, расскажите, пожалуйста, что конкретно изменится с сегодняшнего дня для Приморья?
– Вступление в юридическую силу Федерального закона «О Свободном порте Владивосток» 12 октября 2015 года означает, что на территории 15 муниципальных районов юга Приморского края начнут действовать меры государственной поддержки предпринимательской деятельности, за исключением отдельных положений Закона, вступление в силу которых отнесено на более длительный период. Например, положения, касающиеся передачи контрольных функций в пунктах пропуска через государственную границу Федеральной таможенной службе, а также положения, которые требуют дополнительного регулирования на уровне Правительства Российской Федерации и ведомств, включая Минвостокразвития России.
– Когда будут подписаны все необходимые подзаконные акты?
– Практически все подзаконные акты, которые необходимы для рассмотрения заявок потенциальных резидентов и предоставления им соответствующего статуса готовы. Мы надеемся, что в течение следующей недели Правительство России, а затем Минюст России утвердят все документы, и у нас будет вся необходимая база.
Требуется определенное время, чтобы соблюсти все требования закона и выдать сертификаты, подтверждающие статус резидента порто-франко, а значит, с 13 октября у нас не появится огромный перечень резидентов. Это будет постепенный процесс.
– Насколько я знаю, процесс рассмотрения заявок от желающих стать резидентами уже идет?
– На первом Восточном экономическом форуме в Приморье мы объявили, что инвесторы с готовыми инвестиционными проектами, которые они намерены реализовывать на территории Свободного порта Владивосток, могут направлять их в Министерство и связываться с его сотрудниками для получения необходимых комментариев и помощи. Многие предприниматели уже воспользовались данными возможностями, и их проекты находятся на рассмотрении в Министерстве и Управляющей компании. Резиденты получают налоговые льготы, таможенные льготы, снижение административной нагрузки. Это основной набор.
Тот объем преференций, который создается в порто-франко, носит беспрецедентный характер в российской законодательной практике. Порто-франко – это большая экономическая зона на берегу Тихого океана. Она распространяется на 15 муниципальных районов юга Приморья, здесь сосредоточена экономика края и трудовые ресурсы – на этой территории проживает 75 процентов приморцев.
– Какие проекты появятся на территории Свободного порта Владивосток в первую очередь?
– Есть много заинтересованных предпринимателей, в основном из Приморского края. Они давно представляли в Минвостокразвития проекты, которые хотели бы реализовывать в порто-франко.
Это компании очень разного спектра – от операторов морских портов до компаний, строящих промышленные парки. На каких-то территориях это будет туризм и рекреация, где-то – перерабатывающие производства и водные биологические ресурсы, но можно точно сказать, что транспортно-логистический комплекс и сопутствующие услуги будут развиваться быстрее и успешнее везде.
Мы понимаем, что сначала придут игроки среднего уровня. Чем крупнее компания, тем более сложный механизм принятия инвестиционных решений, тем больше времени требуется для проработки вопросов. Предположительно, крупный бизнес примет решение к середине следующего года. Напомню, налоговыми преференциями и льготам по страховым платежам можно будет воспользоваться не сразу, эти положения закона вступают в силу с 1 января 2016 года.
– А уже работающие на данных территориях компании станут автоматически резидентами?
– Статус резидента не предоставляется автоматически. Если компании захотят, они могут получить такой статус. Если решат модернизировать свое производство или создать новое, им нужно будет подать заявку в управляющую компанию, предъявить бизнес-план и заключить соглашение с указанным минимальным объемом инвестиций. Без получения статуса резидента компании могут работать на территории Свободного порта в соответствии с общими правилами российского законодательства.
Отмечу, что в Приморском крае таких компаний, которые хотят реализовать свои начинания в статусе резидентов, большинство. Это снижает их риски и повышает доходность проектов.
– Когда заработают круглосуточные пункты пропуска?
– Отмечу, это не только аэропорты, как многие ошибочно думают. Речь идет обо всех территориях Свободного порта и всех видах пропуска – авиационном, автомобильном, железнодорожном и морском. Но вначале пункты пропуска будут работать не на всех территориях Свободного порта. Для того чтобы запустить работу в отдаленных районах, например, на пересечении границ с Китаем, понадобится дополнительное время.
– А облегченный визовый режим?
– Для того чтобы обеспечить получение 8-дневной въездной визы непосредственно на границе, требуется дополнительное подзаконное регулирование, в частности, Постановление Правительства России. Для качественной организации работы недостаточно поставить одного человека в пункте пропуска. Нужны организационно-технические мероприятия, чтобы связать все необходимые базы: скоординировать деятельность МИД России, Федеральной миграционной службы, пограничной службы и других участников процесса. Это потребует определенного времени. Представьте, прилетает самолет с 300 иностранцами на борту. Это достаточно большой поток, который нужно быстро пропустить, а не выдавать по одной визе в час.
– Как скажется закон на развитии туристической сферы Приморья?
– Облегченный визовый режим Свободного порта, безусловно, положительно повлияет на туристический потенциал Приморского края, а также на развитие туристической инфраструктуры. Начинать нужно со строительства гостиниц, нехватка которых стала заметна во время проведения Восточного экономического форума.
– Каких проектов особо ждут в Минвостокразвития?
– Мы ждем любые компании, которые готовы развивать бизнес на Дальнем Востоке. Мы не делаем больших различий по видам деятельности, мы рассматриваем проекты через призму их важности для стимулирования социально-экономических процессов на Дальнем Востоке.
Большинство представителей бизнеса, на данный момент рассматривающих возможность участия в порто-франко, предоставляют логистические услуги. Но если это будут компании, связанные с переработкой ресурсов, с производственным циклом, – для нас это также актуально. Мы ждем любые проекты, которые диверсифицируют экономику края. Формат свободного порта снижает предпринимательские риски и повышает доходность проекта, тем самым подталкивая бизнес к реализации своих самых смелых проектов. Мы также ожидаем всплеск активности со стороны ближайших соседей в АТР. Им интересен наш макрорегион, а после вступления в силу закона Приморье станет еще более привлекательным для партнеров.
– Одна из целей нового закона – сделать Приморье конкурентоспособным игроком на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Серьезная заявка.
– Пожалуй, на некоторое время мы опоздали в своей конкурентоспособности и сейчас нагоняем упущенное. Бизнес северо-восточных провинций Китая, южнокорейские компании рассматривали Дальний Восток с точки зрения инвестирования и до создания порто-франко. В частности, китайская сторона заинтересована в создании транспортных коридоров.
Однако те условия, которые создаются сейчас, делают привлечение инвесторов более реальным. Наша территория становится конкурентоспособной с помощью Свободного порта и ТОРов.
– Сейчас также идет речь о создании других порто-франко на Дальнем Востоке. Какие выгоды территориям принесет их перевод в формат свободного порта?
– Да, над поручением Президента сейчас работают Минвостокразвития, Минтранс и Минэкономразвития совместно с дальневосточными регионами. Соответствующий законопроект должен быть представлен в Правительство до 1 ноября, а проект доклада Президенту России – до 18 января 2016 года.
Каждая территория уникальна по своей истории, географии и экономике. Широкий набор инструментов государственной поддержки, которые предлагает формат свободного порта, включая налоговые, таможенные и административные преференции, может принести срочные и долгосрочные положительные эффекты, которые, как правило, выражаются в оживлении деловой активности и повышении инвестиционной привлекательности региона.
Наиболее перспективными в дальневосточном округе, на мой взгляд, являются порты Хабаровского края, Камчатки, Чукотки и Сахалина.
– Каков экономический прогноз от реализации проекта Свободного порта Владивосток для Приморья?
– По предварительной оценке экспертов, в результате создания Свободного порта Владивосток ожидается, что ВРП Приморского края за десять лет вырастет более, чем в 2 раза и к 2025 году составит 1,4 триллиона рублей, а к 2034 году до 2,1 триллиона рублей. Прирост ВРП Дальневосточного федерального округа к 2025 году может составить 1,97 триллионов рублей. Количество вновь созданных рабочих мест оценивается в 84,7 тысяч человек – к 2021 году, 108 тысяч человек – к 2025 году и почти полмиллиона новых рабочих мест к 2034 году.
|