Пресс-конференция представителей Приморского гидрометцентра прошла в пресс-центре "Интерфакс" во Владивостоке в день работника гидрометеорологии 23 марта. В ней участвовали руководитель Примгидромета Борис Кубай и ведущий гидролог отдела гидрологии речных прогнозов Евгений Троценко. Говорили о половодье, предстоящем пожароопасном сезоне, смене зимней резины, проблемы озера Ханка и падающих мостах. РИА PrimaMedia приводит стенограмму прозвучавших вопросов и ответов.
Кубай: Добрый день, уважаемые коллеги, потому что мы в одном информационном поле живем. Погода интересует и вас, и нас. Я хотел бы поздравить вас с нашим профессиональным праздником, и, пользуясь случаем, всех гидрометеорологов Приморского края с праздником — днем работника гидрометеослужбы России. Для нас это очень хороший день, его не так давно учредили, и мы гордимся, что он у нас есть. Я бы хотел вначале сказать несколько слов о самом главном факте, ради которого гидрометслужба существует. Экономисты подсчитали, что одно штормовое предупреждение, составленное заблаговременно, то есть за сутки, способно окупить всю нашу службу за год. И мы неоднократно в этом убеждались, пересчитывали. За 2015 год в Приморскому крае наблюдалось 27 опасных гидрометеорологических явлений, мы 27 раз предупреждали, и заблаговременность средняя была трое суток. Могу сказать, что в среднем по России заблаговременность штормовых предупреждений и предупреждений об опасном явлении составляет около 14 часов. Поэтому мы считаем, что мы работаем неплохо.
Второй момент, который я хотел бы подчеркнуть — этот результат неслучаен. Благодаря тому, что технически, технологически и информационно мы находимся на самом современном уровне, мы уверенно и спокойно разгадываем тайны природы и предупреждаем о погодных явлениях. Другое дело, что эти цифры не всегда могут на 100% работать, потому что на наши предупреждения нужно еще реагировать. Но если адекватно реагировать и предпринимать грамотные действия, верить нашей информации, то можно предотвратить до 40% ущерба и свести к нулю человеческие жертвы. Здесь можно поставить запятую и перейти к вопросам.
— Первый главный вопрос: идет весна. Где и когда нам ждать весеннего половодья?
Кубай: Весна за бортом. Весна в этом году теплая, температурный фон высокий. Во многих районах края положительная аномалия достигает +5°C. То есть на 5°C выше средних многолетних значений. Такое бывает у нас раз в 8-10 лет. Положительные аномалии у нас в марте бывают часто, но вот такого уровня — чуть пореже.
Троценко: Процесс вскрытия завершится в крае к 10 апреля прохождением ледохода в нижнем течении реки Уссури и реки Бикин. При максимальных уровнях половодья, это конец марта — начало апреля, ожидается выход из берегов рек Спассовка и Кулешовка — это Спасский район, а в конце апреля на реках Яковлевского, Черниговского, Чугуевского, Кировского и Дальнереченского районов. Также возможны заторные явления в среднем течении реки Уссури, нижнем течении реки Малиновка и Бикин, где заторные явления вызовут дополнительный подъем уровня воды до одного метра. При выходе воды на пойму ожидается подтопление подворий на окраинах сел и дорог в пойменной зоне.
— Снега в этом году было достаточно много. Если сравнивать с прошлым годом, насколько обильнее будет половодье?
Троценко: Снегозапасы в этом году на территории края близки к средним многолетним значениям. И только в юго-западных районах до 40% больше нормы.
— Могут ли от ледохода и паводка пострадать мосты, и о тех мостах, которые уже упали, не виновата ли в этом вода?
Кубай: Вода всегда виновата. Это агрессивная среда, которая потихоньку воздействует в непрерывном режиме. Поэтому, безусловно, с этим фактором необходимо считаться всегда. Есть ледоход, нет ледохода — вода все равно будет. Несмотря на то что лед в этом году составляет не самую большую проблему по своим характеристикам, учитывая техническое состояние мостов, конечно, необходимо подготовиться.
— А те, которые уже падали, это не было связано с водой или льдом?
Кубай: Мы можем говорить что, конечно, связано. Прямо или косвенно, но точно связано. Но это всегда многофакторное событие, и тут требуется экспертиза с разных сторон.
— Налажено ли какое-то взаимодействие с МЧС и властями? После того что уже произошло, учитывая состояние оставшихся мостов, ведется ли совместная работа по предупреждению?
Кубай: Сказать что у нас с МЧС и ГО ЧС тесное взаимодействие — ничего не сказать. Теснее не бывает. У нас с ними выделенный оптоволоконный канал и непрерывная онлайн-связь. Как только у них включается планерка, мы видим их, а они видят нас. Любая тревожная информация поступает к ним обязательно, а также наши рекомендации и предложения. И МЧС и ГО ЧС Приморского края вооружены нашей информацией в достаточном количестве. Степень оперативности очень высокая.
— Борис Викторович, по вашему мнению, причины выхода из берегов озера Ханка в прошлом году носят антропогенный или природный характер?
Кубай: Очень непростой вопрос. Мы на Ханке проводим наблюдения более 70 лет. В непрерывном режиме. Были и подъемы, и спады уровня озера. Но вот последнее десятилетие тренд идет на повышение. Такой продолжительности подъема до сих пор не было. Это первое. Второе: мы исследовали зависимости, от чего эти подъемы зависят. Пришли к выводу, что главным фактором являются осадки, причем так называемые накопленные осадки. Не то что упало и тут же вытекло, а накопленные в течение нескольких месяцев или лет осадки. Мы построили графики зависимости, где очень четко видно, что накопленные осадки из года в год то увеличиваются, то уменьшаются, и уровень Ханки тоже. Эти графики идут параллельно друг другу. Но начиная с 2000 года наметилось расхождение между этими двумя кривыми, то есть при заданном количестве накопленных осадков, уровень Ханки почему-то выше. Тогда родилось предположение, что появился дополнительный фактор в 2000-х годах. Нас натолкнула на поиски информация от коллег их Китая, которые опубликовали в Вене доклад, что они прокопали канал с реки Мулинхэ и направили водичку в Малую Ханку. Если сейчас посмотреть со спутника высокого разрешения на эту реку Мулинхэ и на канал, то получается, что это магистральный канал – то же самое что Уссури по объемам воды. Раньше он и уходил в Уссури, а сейчас уходит в Малую Ханку, а она соединена с большой. А если смотреть на бывшее русло Мулинхэ, то там только следы реки.
Судя по всему, они построили это для рисовых полей. Этот район — рисовая житница Китая. И чтобы обезопасить и регулировать воду они и построили канал. Есть переключатели, их видно на спутнике, которые подают воду в старое русло. Но, если вы помните, в 2013 году весь бассейн реки Амура, в том числе и Мулинхэ, разливался, эта речка была очень полноводной, очень много было воды, ей надо было куда-то деваться, и она уходила в Ханку. В прошлом году тайфун "Гони" вышел к нам на западные районы края и вернулся в Китай, в бассейн Мулинхэ, переполнил ее и она опять пошла в Ханку. И антропогенный это или не антропогенный фактор — трудно сказать. Но не исключено, что если бы этого канала не было, то, возможно, ситуация была бы другая. Проблема в том, что у нас нет точных цифр притока воды в водохранилище. Это не наша территория и цифры все закрыты. Пока мы этого не узнаем, любой проект по озеру бессмысленнен.
— Чего можно ждать в этом году от Ханки?
Кубай: Очень бы хотел, чтобы скорей наступила фаза маловодья. Помните, у нас примерно был двухлетний период маловодья, когда воды во Владивостоке почти не было? Если бы было такое, то уровень бы, безусловно, пошел на снижение, и сантиметров 50 можно было бы потерять там. Но пока такой ситуации не видно. Но опять-таки, мы реку Мулинхэ только со спутника видим, мы там ничего не измеряем. Сколько времени ей нужно при маловодье, чтобы истощиться — мы не знаем.
У Ханки есть выход воды, это река Сунгач. Это пограничная река, граница идет по фарватеру. Она, будем говорить, бесхозная. Если в былые времена там ходили старые катера, которые гораздо ниже сидят в воде, то сейчас они уже не пройдут. Там намыв ила и песка. И уклон реки маленький. Чтобы пропускную способность увеличить нужно ее и углубить и расширить, что в международных условиях это почти нереально. Это нужно сразу с двух сторон делать.
Есть еще один немаловажный фактор. НА российской стороне чуть южнее Ханке есть канал отводной, который должен выходить их Ханки и километров через 10-12 впадать в Сунгач ближе к Уссури. Если у этого канала был хозяин, кто-то за ним присматривал, я не исключаю, что это был бы один из вариантов решения проблемы.
С китайцами обязательно необходимо работать, и я знаю, что работа эта началась. Но работать с ними очень трудно. Это такая машина, долгоиграющая. Необходимо чтобы на межправительственном уровне родилось соглашение об обмене информацией о Мулинхэ и об этом канале. Учитывая, что это исключительная территория Китая, то пока добрая воля не появится… а может и не появиться... А если окажется, что действительно много воды сбрасывают, мы что, заставим их недоливать? Есть проблема, которую так с кондачка не возьмешь. Есть поручения Трутнева водному хозяйству и Росгидромету провести оперативные исследования, изысканий и свои результаты представить. Институт водного хозяйства и Главный гидрометеорологический институт будут головными. Мы будем на субподряде. И как только вскроется Ханка, где-то в апреле, наша экспедиция туда поедет.
— Вы уже упоминали про температурную аномалию. Есть ли прогноз пожароопасной обстановке на весну?
Кубай: Да, конечно. Дело в том что уже. Как только снег сходит, Хасанский район у нас готов к пожарным делам. В конце марта — начала апреля новая порция тепла дополнительно пойдет, чуть-чуть усилится ветерок, и считайте готово. Одна спичка и все. Даже не спичка. Стекло, бутылки, которые валяются в сухой траве, это линзы, способные поджигать сухую траву. Очень важно тем, кто бывает на природе – убирать все бутылки, весь мусор. Потому что это аукается пожарами. И с юга на север. Сначала Хасанский, потом западные районы края и на север. Пока не появится зеленая трава идет пожароопасный период. Учитывая аномалию, вероятность 100%.
— Вопрос от автомобилистов. Когда уже можно будет менять резину без всякой опаски?
Кубай: Я сам пока не меняю резину, потому что так ГИБДД посоветовала. А если серьезно, то в зависимости от назначения. Если по городу ездить, по Владивостоку – то это один вариант. Если ехать, например, в Лазо, да и куда угодно через перевалы, или до Тернея, то лучше оставить пока зимнюю резину. Потому что еще снег будет. Если не во Владивостоке, то в крае точно.
— Но ведь в городе в ночные часы может еще что-то подмерзнуть?
Кубай: Может. Береженого бог бережет. Если кому-то совсем не терпится, то поменяйте. Если еще можно потерпеть еще полмесяца, то лучше потерпеть.
|